Освоение математических пакетов может создать у пользователя иллюзию освоения самой математики. Однако следует понимать, что инструмент не заменяет компетентность. Никакие красочные меню не освобождают пользователя от понимания сути математических команд и методов, реализованных в таких системах. Этим математические системы принципиально отличаются от текстовых и графических редакторов. Любой пакет широкого применения по необходимости реализует некоторый предопределенный
190
подход. Например, все математические пакеты строят графики с заданным шагом аргумента, тогда как для полноценного исследования кривой нужны характерные точки и свойства (корни, экстремумы, точки перегиба, асимптоты).
С другой стороны, специалист может сделать разумные допущения, провести линеаризацию, отсеять второстепенные факторы, ввести хорошие начальные приближения, выбрать из альтернативных подпрограмм наиболее подходящую в конкретном случае. Еще лучше, если пользователь имеет доступ к текстам выполняемых программ в целях изучения расчетных методов, исправления возможных ошибок разработчиков (например, неправильного выбора критерия завершения итераций), расширения области применения, снятия ранее наложенных ограничений, уменьшения объема вычислений и т.п.