Методы анализа и проектирования ПО
Целью анализа требований является трансформация функциональных требований к ПО в предварительный системный проект и создание стабильной основы архитектуры системы. В процессе проектирования системный проект "погружается" в среду реализации с учетом всех нефункциональных требований.
Все современные ТС ПО реализуют ту или иную методику анализа и проектирования ПО. Одна из типичных методик ООАП реализована в технологии RUP. Согласно этой методике, объектно-ориентированный анализ включает два вида деятельности: архитектурный анализ и анализ вариантов использования. Архитектурный анализ выполняется архитектором системы и включает в себя:
утверждение общих стандартов (соглашений) моделирования и документирования системы; предварительное выявление архитектурных механизмов (надежности, безопасности и т.д.); формирование набора основных абстракций предметной области (классов анализа); формирование начального представления архитектурных уровней.
Анализ вариантов использования выполняется проектировщиками и включает в себя:
идентификацию классов, участвующих в реализации потоков событий варианта использования; распределение поведения, реализуемого вариантом использования, между классами (определение обязанностей классов); определение атрибутов и ассоциаций классов.
В потоках событий варианта использования выявляются классы трех типов:
Граничные классы (Boundary) - служат посредниками при взаимодействии внешних объектов с системой. Типы граничных классов: пользовательский интерфейс (обмен информацией с пользователем, без деталей интерфейса - кнопок, списков, окон), системный интерфейс и аппаратный интерфейс (используемые протоколы, без деталей их реализации). Классы-сущности (Entity) - представляют собой основные абстракции (понятия) разрабатываемой системы, рассматриваемые в рамках конкретного варианта использования. Управляющие классы (Control) - обеспечивают координацию поведения объектов в системе. Примеры управляющих классов: менеджер транзакций, координатор ресурсов, обработчик ошибок.
Классы анализа отражают функциональные требования к системе и моделируют объекты предметной области. Совокупность классов анализа представляет собой начальную концептуальную модель системы
Наиболее важной частью объектно-ориентированного анализа является распределение обязанностей между классами (в виде операций классов). Оно выполняется с помощью диаграмм взаимодействия. При построении диаграмм взаимодействия возникают проблемы правильного распределения обязанностей между классами. Для их решения существует ряд образцов .
Атрибуты классов анализа определяются, исходя из знаний о предметной области и требований к системе. Связи между классами (ассоциации) определяются на основе анализа кооперативных диаграмм, затем анализируются и уточняются.
Целью объектно-ориентированного проектирования является адаптация предварительного системного проекта (набора классов "анализа"), составляющего стабильную основу архитектуры системы, к среде реализации с учетом всех нефункциональных требований.
Объектно-ориентированное проектирование включает два вида деятельности:
проектирование архитектуры системы; проектирование элементов системы.
Проектирование архитектуры системы выполняется архитектором системы и включает в себя:
идентификацию архитектурных решений и механизмов, необходимых для проектирования системы; анализ взаимодействий между классами анализа, выявление подсистем и интерфейсов; формирование архитектурных уровней; проектирование конфигурации системы.
Проектирование элементов системы включает в себя:
проектирование классов (детализация классов, уточнение операций и атрибутов, моделирование состояний, уточнение связей между классами); проектирование баз данных (в зависимости от типа используемой для хранения данных СУБД - объектной или реляционной).
Содержание раздела