Введение в экспертные системы

         

Структура логических связей в системе SOPHIE ([Clancey, 1985])



Структура логических связей в системе SOPHIE ([Clancey, 1985])




Нужно отметить, что предложенная Кленси методика анализа фундаментальных аспектов решения проблем с помощью технологии экспертных систем не является единственной. Например, в работе [Chandrasekaran, 1986] получило дальнейшее развитие понятие родовой задачи (generic task). Родовая задача представляет собой, по сути, спецификацию задачи, включающую описание различных форм знаний о предметной области и их организации для выполнения задачи вручную и набор режимов выполнения задачи.

Примерами таких задач являются иерархическая классификация, сопоставление или оценка гипотез и передача информации, направляемая знаниями.

Задача иерархической классификации включает отбор гипотез из иерархически организованного пространства альтернатив, а затем уточнение этих гипотез с учетом' имеющихся данных. Гипотезами могут быть, например, заболевания или неисправности оборудования. Каждая такая гипотеза может быть порождена имеющимися данными, но прежде чем развивать ее дальше, необходимо выполнить определенные проверки или уточнить гипотезу таким образом, чтобы она соответствовала более широкому набору имеющихся фактов. Экспертные системы, в которых выполняются такие родовые задачи, мы рассмотрим в главах 13 и 16.

Под сопоставлением гипотез понимается выполнение количественной оценки свидетельств в пользу достоверности гипотез или того, насколько полным является соответствие между имеющимися данными и гипотезами. В такую оценку иногда включается априорная вероятность гипотез, поиск возможных конкурирующих гипотез и т.п. Все операции, связанные с обработкой коэффициентов уверенности в системе MYCIN, можно рассматривать как реализацию механизма родовых задач этого вида. Некоторые из этих тем мы рассмотрим в главе 12.

Передача информации, направляемой знаниями, проявляется в виде неочевидных логических связей, которые трудно классифицировать, но которые характерны для способа мышления эксперта. Например, врач не оставит без внимания тот факт, что пациент недавно перенес хирургическую операцию, поскольку, скорее всего, он подвергся анестезии, а это может косвенно сказаться на формировании диагноза. В логических рассуждениях такого типа используются "фоновые" знания о предметной области, а не те порождающие правила, с которыми мы связываем свое представление об экспертной системе медицинской диагностики. Ниже, в главе 12, мы обсудим дифференциацию разных видов знаний.

Итак, одно из отличий между подходами Кленси и Чандрасекарана состоит в том, что для первого характерно стремление разбить решение проблемы на мелкие абстрактные категории. Подход Кленси приводит к поглощению этапа сопоставления гипотез эвристической классификацией, в то время как Чандрасёкаран делает акцент на том, что обработка гипотез может рассматриваться как самостоятельная родовая задача со своими собственными правами вне контекста классификации. Таким образом, появляется проблема, до какого уровня "зернистости" целесообразно доводить абстрагирование и какие критерии следует выбрать для оценки этой "грануляции". Рассмотрение этих вопросов выходит за рамки вводного курса, однако те, кто собирается профессионально заниматься конструированием экспертных систем, должны не упускать из виду существование множества способов разрешения этих проблем.









Содержание раздела