Структура фреймов в CENTAUR
13.2.1. Структура фреймов в CENTAUR
Основная идея, положенная в основу системы CENTAUR, состоит в том, что фреймо-подобные структуры обеспечивают явное представление предметной области, которое может быть использовано для формирования суждений с помощью порождающих правил. Такое описание предметной области позволяет разделить стратегические знания о том, как управлять процессом формирования суждений, и ситуационные знания о том, какой вывод можно сделать из имеющегося набора фактов. Теоретически это позволит отделить ситуационные знания, специфичные для конкретной предметной области, а значит, создать систему, которую можно будет приспособить для работы в разных областях.
При таком подходе порождающие правила могут быть просто включены в структуру фрейма в качестве значения одного из слотов. Связывание правил со слотами фрейма создает возможность организации единого механизма функционирования правил на основе естественного группирования. Другие слоты в данном фрейме образуют в явном виде контекст применения правила.
В CENTAUR используются три типа фреймоподобных структур: прототипы, компоненты и факты. Из 24 прототипов двадцать один представляет определенные заболевания органов дыхания, один — знания, общие для всех заболеваний этого вида, а еще два — знания, в определенной мере независимые от предметной области. Это знания о том, как запустить консультирующую программу и просмотреть имеющиеся свидетельства. Таким образом, знания организуются вокруг самих диагностических категорий. Альтернативный вариант, используемый в большинстве других систем, — заложить эти знания в неявной форме в набор неструктурированных правил.
Прототипы в программе CENTAUR содержат знания и объектного, и метауровня. Из них организована сеть, фрагмент которой представлен на рис. 13.1. Верхний уровень иерархии занимает прототип CONSULTATION (консультация), который управляет всеми стадиями процесса проведения консультаций (ввод исходных данных, активизация гипотез и т.п.). Затем следует слой прототипов, представляющих определенные патологические состояния, такие как RESTRCTIVE LUNG DESEASE (легочные заболевания), OBSRTUCTIVE AIRWAYS DESEASE (заболевания верхних дыхательных путей) и т.п. И на самом нижнем уровне категории заболеваний разделяются, во-первых, на конкретные заболевания, а во-вторых, по степени остроты. Так, категория заболеваний верхних дыхательных путей (OBSRTUCTIVE AIRWAYS DESEASE) может быть разделена на подкатегории MILD (мягкие), MODERATE (умеренные), MODERATELY SEVERE (умеренной остроты) и SEVERE (острые). А конкретные виды заболеваний, представленные на этом уровне, — ASTHMA (астма), BRONCHITIS (бронхит) и EMPHYSEMA (эмфизема).
Каждый прототип имеет слоты для некоторого набора компонентов, которые содержат указатели на субфреймы знаний на объектном уровне. В каждом прототипе заболеваний органов дыхания существуют слоты, представляющие результаты анализов легких, причем каждый из этих слотов также является фреймом с собственными правами и собственной внутренней структурой. Например, фрейм OBSRTUCTIVE AIRWAYS DESEASE (заболевания верхних дыхательных путей) включает 13 компонентов, каждый из которых имеет собственное наименование, характеризуется диапазоном допустимых значений и степенью (мерой) важности. В дополнение к этому фрейм компонента часто содержит специальный слот, называемый "inference rules" (правила вывода), в котором хранятся порождающие правила формирования логического вывода на основе значения этого компонента. Если компонент не содержит такого рода правил или правило по каким-либо причинам не может обработать значение компонента, программа обращается с вопросом к пользователю. Такую меру предосторожности в отношении набора правил можно рассматривать как процедурную связь определенного вида. Процедурная связь обычного вида потребовала бы включение в программу довольно значительного по объему фрагмента LISP-кода.
Факты, с которыми работает программа, представляются фреймами, каждый из которых имеет шесть слотов. В них содержится информация о наименовании параметра, его значении, степени достоверности, источнике, классификации и обоснованности.
Помимо знаний, специфичных для предметной области, в прототипах имеется и управляющий слот. В нем представлены знания метауровня о том, как использовать этот структурный элемент знаний. Этот слот содержит LISP-выражения, предназначенные для
- конкретизации прототипа— установки множества компонентов, значения которых должны быть определены;
- реагирования на подтверждение или отклонение прототипа; реакция программы заключается в том, что задается множество прототипов, которые следует активизировать на следующем шаге;
- вывода сообщения, в котором приводится окончательное заключение.
Каждый управляющий слот можно рассматривать как консеквентную часть правила, условная часть которого сопоставима с ситуацией, описанной компонентами прототипа.
Содержание раздела