Введение в экспертные системы

Бухгалтерские услуги в чем выгода аутсорсинга бухгалтерский аутсорсинг ИП.          

Архитектура системы FRANK



Архитектура системы FRANK




Поток управления в системе можно описать в терминах последовательности шагов обращения к источниками знаний, которые манипулируют данными на доске объявлений (см. об этом в главе 18). Вместо того чтобы по очереди описывать каждый источник знаний, мы представим основные этапы обработки, в результате которых формируется и выполняется план построения отчета. Исходные данные имеют формат перечня тем (например, нужно ли, чтобы определенная медицинская процедура была подтверждена случаями из практики), а выход системы — это отчет, в котором темы изложены в соответствии с заявленными предпочтениями.

  • Начальный источник знаний формирует скелет отчета, в котором зарезервированы разделы для определенных фрагментов информации.
  • Затем формируются стратегии для отдельных разделов, для чего привлекаются другие источники знаний. Стратегии извлекают планы разделов из библиотеки планов.
  • Специальный источник знаний конкретизирует каждый план и выполняет его, активизируя соответствующую цель. После формирования цепочки "цель—подцель" удовлетворяются цели нижних уровней. Как правило, такие подцели заполняют слоты шаблона отчета.
  • Другие источники знаний проверяют совместимость разделов отчета. Если противоречия не обнаруживаются, выходной документ формируется в соответствии со стратегией презентации. В противном случае корректируется план.
Таким образом, сначала система на основании введенной пользователем информации выбирает тип отчета. Например, пользователь может запросить у системы отчет с предложением, который должен обосновать определенный диагноз. В этом случае система FRANK выберет отчет типа Diagnosis-with-Alternatives (диагнозы и варианты) и воспользуется стратегией уравнивающее сравнение (equitable comparison), которая назначается для этого типа отчета по умолчанию.


Комбинируя тип отчета и стратегию, система строит определенный план, в котором, в частности, есть место и для информации о прецедентах, подходящих для текущего диагноза. Наиболее подходящий прецедент выбирается по совпадению большинства симптомов с анализируемым случаем, но возможны и другие стратегии.

Например, более аргументированная стратегия может потребовать, чтобы прецедент считался подходящим, если:

  • он совпадает по большинству симптомов с текущим случаем; Ф имеет совпадающий диагноз;
  • не содержит никаких свойств, подобных прецедентам, имеющим другой диагноз.
А что произойдет, если не будет найден прецедент, отвечающий перечисленным требованиям? Тогда требования ослабляются (например, убирается последнее из перечисленных), и поиск повторяется.

Формирование запросов к базе прецедентов выполняется под присмотром источника знаний, который играет роль механизма планирования задач. Такие запросы могут быть частичными, т.е. определенные атрибуты запроса заполняются значениями по умолчанию. Этот же модуль обеспечивает различные варианты поведения системы, если поиск не даст результата. В частности, могут быть изменены ограничения на значения параметров в запросе, после чего поиск возобновляется.

Система FRANK поддерживает две методологии формирования суждений на основе прецедентов:

  • стиль поиска ближайшего соседа, как в системе CHEF;
  • группирование прецедентов по степени "похожести" в соответствии с определенным набором факторов верхнего уровня, как в системе САТО.
Выбор той или иной методологии зависит от контекста отчета. Например, атрибуты низкого уровня (вроде возраста и пола пациента) могут быть менее важными, чем факторы высокого уровня, используемые для классификации медицинских процедур. Но возможен и такой вариант, когда к определенной проблеме никак не удается применить факторы верхнего уровня и остается полагаться только на атрибуты нижнего уровня.

Такая гибкость в выборе методологии позволяет уравновесить влияние целей высокого уровня и результатов низкого уровня.









Содержание раздела