Гибридные системы
Гибридные системы
- 23.1. Методы обучения в системе ODYSSEUS
- 23.2. Системы ODYSSEUS и MINERVA
- 23.3. Использование прецедентов для обработки исключений
- 23.4. Гибридный символический подход и нейронные сети
- 23.5. Будущее гибридных систем
- Рекомендуемая литература
- Упражнения
Раньше уже неоднократно высказывалась идея, что экспертная система может содержать не одну форму представления знаний. Даже в таких ранних системах, как MYCIN (см. главу 3), информация, специфическая для предметной области, хранилась в разных формах — например, в виде порождающих правил и в виде таблиц медицинских параметров. Программы, аналогичные CENTAUR (см. главу 13), уже можно было считать гибридными в том смысле, что в них объединялись разные способы представления знаний, а затем эти знания использовались с разной целью — для решения проблемы и формирования пояснений.
Поздние исследовательские системы, такие как XPLAN (см. главу 16), имели более сложную архитектуру, в которой для разработки и обслуживания экспертных систем объединялись разнообразные программные инструменты и модели. Такие системы можно рассматривать как очередной шаг вперед по сравнению с простейшей оболочкой, поддерживающей единственную парадигму программирования. В системах на базе доски объявлений (см. главу 18), подобных HEARSAY и ВВ, объединялись разнообразные источники знаний, которые могли иметь совершенно отличную внутреннюю структуру.
Системы, которые мы рассмотрим в этой главе, ознаменовали дальнейшее продвижение по этому пути — в них объединяются традиционные программы решения проблем и компоненты самообучения и критического анализа. Система ODYSSEUS [Wilkins, 1990] способна обучаться тому, как уточнять базу знаний. Для этого используются две разные методики: одна основана на анализе прецедентов, а вторая — на анализе пояснений. Обе методики являются сравнительно новыми, и читатель сможет вкратце ознакомиться с ними в данной главе. Далее будет описана программа, в которой логический вывод на основе прецедентов используется для обработки исключений из правил, а основным инструментом решения проблем являются порождающие правила. Программа обладает потенциальными возможностями обучения новым правилам [Golding and Rosenbloom, 1991]. В конце главы будет рассмотрена система извлечения информации SCALIR [Rose, 1994], в которой множество обычных символических методов комбинируется с подходом, основанным на сетях подключений.
Хотя все перечисленные системы нельзя считать полноценными коммерческими продуктами — это скорее инструменты исследования новых методик и алгоритмов, — мы уделяем им внимание в данной книге, поскольку, по нашему мнению, за ними будущее.
Содержание раздела