Математика, алгебра, логика

         

Алгебра и пакет Mathematica 5

С давних времен человек мечтал о машине, которая могла бы выполнять вычисления. Однако что значит вычислять! Когда компьютеры только появились, они, в основном, были предназначены для численных расчетов. Затем они начали применяться для решения задач управления. И хотя в этих приложениях численные расчеты играют весьма важную роль, всегда были ученые, которые понимали, что результаты вычислений могут интерпретироваться не только как числовые значения физических величин. Еще Лейбниц мечтал построить машину для "вычисления истины".
Впрочем, в самом понятии "научные вычисления" всегда была двусмысленность: прежде чем на сцене появился компьютер, вычисления представляли смесь численного счета с тем, что многие называют "алгебраическими вычислениями", т.е. с операциями над математическими формулами.
Единственным примером чисто численных расчетов является, по-видимому, деятельность неординарных вычислителей, таких как Иноди. Несомненно, что авторы таблиц, в особенности логарифмических, выполняют огромный объем численных расчетов, однако этим расчетам предшествует разработка алгебраических формул и методов, необходимая для того, чтобы работа оказалась в пределах человеческих возможностей.

Введение
Исторический обзор и первое знакомство
Первое знакомство — калькулятор

Числа, их представление и операции над ними
Арифметика: разложение целых чисел на простые множители
Арифметика: простые числа
Арифметика: наибольший общий делитель и наименьшее общее кратное

Модулярная арифметика: деление с остатком, вычеты, сравнения
Числовые функции
Мультимедиа: геометрия, графика, кино, звук

Алгебра и анализ
За гранью простого

Введение в экспертные системы

При подготовке материала автор старался прежде всего учесть интересы и пожелания читателей четырех основных категорий:
рядовых читателей, желающих познакомиться с новым классом информационных систем на достаточно высоком теоретическом и техническом уровне;
преподавателей и студентов, которым необходимо учебное пособие, охватывающее все основные темы исследования и проектирования экспертных систем, причем глубина изложения материала должна соответствовать программам старших курсов вузов и первого года обучения в аспирантуре;
инженеров-программистов, нуждающихся в практическом руководстве по экспертным системам, подкрепленном достаточно солидным теоретическим материалом;
научных работников и студентов, активно занимающихся научной работой, которых особенно интересует обзорный материал, касающийся новейших тенденций в разработке систем такого рода.
Это введение послужит методическим руководством для каждой из перечисленных категорий

Введение
Что такое экспертная система?
Обзор исследований в области искусственного интеллекта
Представление знаний
Символические вычисления

Системы, основанные на знаниях
Ассоциативные сети и системы фреймов
Объектно-ориентированное программирование
Логическое программирование

Представление неопределенности знаний и данных
Приобретение знаний
Эвристическая классификация (I)
Эвристическая классификация (II)
Иерархическое построение и проверка гипотез

Решение проблем конструирования (I)
Решение проблем конструирования (II)
Средства формирования пояснений
Инструментальные средства разработки экспертных систем
Системы с доской объявлений

Система отслеживания истинности предположений
Формирование знаний на основе машинного обучения
Сети доверия
Рассуждения, основанные на прецедентах

Гибридные системы
Заключение
Программирование на языке CLIPS

Логические игры

Все началось на дне рождения Алисы. Не Алисы из Страны Чудес, а моей знакомой девочки по имени Алиса. Каким образом в этой истории появилась другая Алиса, вы скоро поймете. Разумеется, на дне рождения были младший брат Алисы Тони, а также ее друзья Майкл, Лиллиан и еще несколько мальчиков и девочек. После того как было сыграно бессчетное число игр и показаны все фокусы, ребятам захотелось послушать какие-нибудь логические задачи-головоломки. Сборник из 88 задач на самые разные темы. И что характерно с правильными ответами.

Собственно, игры здесь

Основы современных компьютерных технологий

Эффективность функционирования информационной системы во многом зависит о г ее архитектуры. В настоящее время перспективной является архитектура клиент-сервер. В достаточно распространенном варианте она предполагает наличие компьютерной сети и распределенной базы данных, включающей БД корпоративную (БДК) и БД персональные (БДП). БДК размещается на компьютере-сервере, БДП размещаются на компьютерах сотрудников подразделений, являющихся клиентами корпоративной БД.
Сервером определенного ресурса в компьютерной сети называется компьютер (программа), управляющий этим ресурсом, клиентом - компьютер (программа), использующий этот ресурс. В качестве ресурса компьютерной сети могут выступать, к примеру, базы данных, файловые системы, службы печати, почтовые службы. Тип сервера определяется видом ресурса, которым он управляет. Например, если управляемым ресурсом является база данных, то соответствующий сервер называется сервером базы данных.
Достоинством организации информационной системы по архитектуре клиент-сервер является удачное сочетание централизованного хранения, обслуживания и коллективного доступа к общей корпоративной информации с индивидуальной работой над персональной информацией.

Базы данных и информационные системы
Безусловные операторы
Информационные процессы и технологии
Статистические пакеты

Современные технологии создания программного обеспечения

Накопленный к настоящему времени опыт создания систем ПО показывает, что это сложная и трудоемкая работа, требующая высокой квалификации участвующих в ней специалистов. Однако до настоящего времени создание таких систем нередко выполняется на интуитивном уровне с применением неформализованных методов, основанных на искусстве, практическом опыте, экспертных оценках и дорогостоящих экспериментальных проверках качества функционирования ПО. По данным Института программной инженерии (Software Engineering Institute, SEI) в последние годы до 80% всего эксплуатируемого ПО разрабатывалось вообще без использования какой-либо дисциплины проектирования, методом "code and fix" (кодирования и исправления ошибок).
Проблемы создания ПО следуют из его свойств. Еще в 1975 г. Фредерик Брукс, проанализировав свой уникальный по тем временам опыт руководства крупнейшим проектом разработки операционной системы OS/360, определил перечень неотъемлемых свойств ПО: сложность, согласованность, изменяемость и незримость.

Особенности современных проектов